Основание для разработки
Разработка программно-технического комплекса «Маяк СНО» ориентирована на решение задач, поставленных в рамках стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года.
Цели и задачи системы
- снижение эксплуатационных расходов на содержание навигационной обстановки
- создание многоуровневой системы удаленного контроля на базе технологий
ГЛОНАСС /GPS, AIS, GSM, УКВ; - обеспечение круглосуточного контроля и оперативного управления инфраструктурой
внутренних водных путей;
Внедрение системы удаленного контроля обеспечит: — снижение затрат на обслуживание и
содержание СНО; - повышение уровня безопасности на внутреннем водном транспорте;
- повышение качества контроля безопасности плавучих средств навигации;
- снижение затрат на содержание объектов навигации и транспорта;
- совершенствование системы документооборота;
- создание информационной среды для повышения качества технологического
взаимодействия участников транспортного процесса; - создание платформы для дальнейшего внедрения системы единых электронных
транспортных документов; - создание платформы для разработки и внедрения интегрированной электронной системы
оформления и сопровождения речных и морских грузовых и пассажирских перевозок;
Экономическая эффективность
Программно-технический комплекс «Маяк СНО» отличается от решений в области удаленного мониторинга СНО, предлагаемых на рынке.
Большинство представленных решений дорогостоящие и требуют определенных условий для работы, таких как наличие GSM/GPRS покрытия, или дополнительное оборудование для работы через спутниковую систему Iridium, ГОНЕЦ.
Данные решения сопряжены с повышенными финансовыми затратами в период эксплуатации.
Решение предлагаемое нами, является экономически эффективным, независимым от коммерческих факторов (услуги связи мобильного оператора, приобретение СИМ-карт, приобретение дорогостоящего серверного оборудования, работа с разными операторами связи ввиду качества GSM/GPRS покрытия и пр.)
Навигационные терминалы, предлагаемые нами, работают в стандартах УКВ радиосвязи на частотах речного диапазона внутренних водных путей РФ, эксплуатируемых Администрациями бассейнов.
Для работы нашего оборудования не требуется заключенение договора с операторами связи, приобретение СИМ карт, оплата услуг связи, дорогостоящие спутниковые приставки и прочие сопутствующие затраты. Навигационные терминалы не нуждаются в GSM/GPRS покрытии.
Участки называемые «мертвая зона связи» не представляют помех при передаче данных по радиоканалу, ввиду сбалансированной мощности терминалов и качества приемопередающих антенн.
Навигационные терминалы «Маяк Р-1» способны передавать данные на значительные расстояния без задействования береговой инфраструктуры (береговые знаки, вышки радиосвязи и пр.) не зависимо от ландшафта местности, что делает их универсальными и эффективными при размещении на любом участке реки. Комплекс является абсолютно автономным и может быть размещен на базе организации Заказчика под полным его контролем и управлением.
Основные возможности системы
Программно-технический комплекс «Маяк СНО» состоит из трех частей:
- программное обеспечение;
- навигационное оборудование (навигационные терминалы);
- дополнительное оборудование (навигационный фонарь, источники питания);
Программное обеспечение
Краткий перечень основных возможностей программного комплекса:
- прием и обаботка данных по радиоканалу в речном диапазоне частот;
- прием и обработка данных судового оборудования AIS;
- прием и обработка данных системы СКРТ «Река»;
- модуль контроля дноуглубительных работ и объема извлеченного грунта; — поддержка электронных карт формата «000», S -57;
- редактор электронных карт;
- собственные электронные карты;
- гибкая многофункциональная система контроля событий;
- многоуровневая система отчетности ;
- гибкая система доступа с разграничением прав пользователей;
- возможность сопряжения с системами диспетчеризации танспортных и
спасательных служб, МВД и других ведомств; - возможность конвертирования данных для передачи в государственные Федеральные системы мониторинга и надзорные органы;
События и уведомления:
- контроль местоположения с отображением в ЭНК;
- контроль крена, удара, сноса, затопления, работы светосигнального оборудования, напряжения питания;
- визуальное и звуковое оповещение диспетчера о тревожных событиях ;
- графики и детализированные отчеты по группам и единичным объектам;
- автоматическая загрузка и сверка базовых координат объектов;
- инструменты для формирования документооборота;
Навигационное оборудование
Навигационные терминалы системы являются интеллектуальными устройствами, работающие в формате обмена данными по сетевому принципу.
Основными особенностями терминалов являются:
- герметичное исполнение в металлическом корпусе;
- широкий диапазон напряжения питания от 3,5 до 18В. Позволяет использовать любые источники питания, стоящие на вооружении организации, включая автономные, работающие от солнечной энергии;
- простота монтажа и обслуживания;
- передача телеметрических данных в УКВ диапазоне на специализированных «речных» частотах (300-337 МГц), находящихся в ведомстве эксплуатирующих организаций;
- высокоэффективные приемо-передающие антенны собственной разработки, обеспечивающие дистанцию передачи данных при минимальной мощности (0,8 Вт) от 3 — 5,5 миль (5 -10км).
- низкое энергопотребление в режиме ожидания и приемопередачи;
Навигационное оборудование:
- контроль крена и удара;
- контроль напряжения питания;
- встроенная система контроля работы светосигнального оборудования — удаленная диагностика
устройств сети; - невысокая стоимость оборудования;
Принципиальная схема системы

Описание работы комплекса
Навигационные терминалы являются интеллектуальными устройствами, способными самостоятельно выстраиваить свою работу по принципу сети.
Каждый терминал в автоматическом режиме диагностирует терминалы находящиеся в составе своей группы.
В группу терминалов входят устройства в зоне досягаемости радиосигнала. Таким образом каждое устройство имеет идентификаторы и данные о текущем состоянии каждого из соседних устройств на расстоянии в несколько километров и в зависимости от ландшафта и качества радиосигнала, самостоятельно выбирает режим работы (прием, передача или ретрансляция).
Сформировав сообщение, терминал направляет его самому удаленному устройству из своей группы (к примеру на расстоянии 8 км) и получает подтверждение о получении. Удаленный терминал получив пакет анализирует его состав, переключается в режим ретрансляции для дальнейшей отправки удаленному терминалу уже своей группы. И так по цепочке до базовой станции имеющей выход в сеть Internet, или прорабского судна для отправки данных на сервер.
Данный принцип построения сети позволяет перекрыть значительные расстояния без задействования береговой инфраструктуры. Данные передаются по цепочке от терминала к
терминалу, от группы к группе.
В случае выхода из строя любого из терминалов цепи, приборы самостоятельно выбирают другой путь доставки сообщений до сервера (через терминалы, находящиеся вблизи вышедшего из строя).
Пример: Ситуация 1. «Нештатная ситуация, произошел удар».
Терминал получивший удар, активируется, включает приемопередатчик и передает сообщение терминалу, находящемуся в на максимальном расстоянии от него (к примеру 8 км). Удаленный терминал получивший сообщение, опрашивает самые дальние терминалы и получив подтверждение ретранслирует пакет с тревожным сообщением. И т.д по цепочке терминалов.
Пример: Ситуация 2.
Тревожное сообщение отправлено, но удаленный терминал вышел из строя и не может его принять.
В этом случае терминал отправляющий тревожное сообщение производит опрос соседних терминалов находящихся вблизи вышедшего из строя и дублирует свое тревожное сообщение соседнему исправному терминалу, который также передает по цепочке.
Одним из самых важных моментов в работе системы, это распределение объема передаваемых данных между терминалами. Данный принцип позволяет чередовать устройства, работающие в режиме ретрансляции для снижения энергопотребления. Т.е один и тот же терминал не будет круглосуточно являться и передатчиком и ретранслятором. Нагрузка будет автоматически распределяться между всеми терминалами группы. )
Схема работы терминалов по принципу сети

ПРОДУКЦИЯ ВЫПУСКАЕМАЯ
ООО «МАЯК-ТЕХНО»



